Как проявляется тревожность в детском возрасте

Чувство страха и тревоги возникает даже у грудных младенцев, по мере роста ребенка он все чаще испытывает эти неприятные чувства. Периодически возникающая тревога является абсолютно нормальным чувством, а вот тревожность у детей дошкольного возраста и старше – может стать серьезной психологической проблемой, требующей профессионального вмешательства.

Детская тревожность – это патологическое состояние психики, при котором дитя испытывает постоянное чувство тревоги, вне зависимости от внешних условий. Это чувство возникает, чтобы малыш не делал и мешает ему нормально развиваться.

Почему дети боятся

 

Количество детей, страдающих от тревожности, продолжает увеличиваться с каждым годом. Психологи связывают рост детской тревожности с изменением образа жизни, слишком быстрым ритмом жизни и завышенными требованиями, предъявляемыми современными родителями. Самостоятельно справиться с таким потоком информации психика малыша не может и тревога возникает как ответная реакция на избыточное поступление раздражителей извне.

Почему возникает тревожность

Причин возникновения тревожности у детей достаточно много. Причем у детей разного возраста причины для возникновения тревожности могут быть абсолютно разными. Они зависят от степени развития нервной системы и возрастных особенностей ребенка.

Тревожность ребенка младше года чаще всего связана с неудовлетворением основных, жизненных потребностей – в еде, тепле, безопасности, общении с матерью и так далее. Уже в этом возрасте можно столкнуться с первыми проявлениями тревожности, которая, как правило, не диагностируется. Еще одна причина возникновения тревожности у грудных детей – сильные, негативные эмоции, переживаемые окружающими его людьми.

  • У детей от 1 года до 3 причиной страхов становится одиночество (если малыша надолго оставляют одного или исчезает мама или другой, значимый для него человек), неожиданные звуки, боль (например, страх или тревога перед медицинскими процедурами).
  • Дети 3 -5 лет переживают из-за одиночества, потери одного из родителей или боятся чего-то: замкнутого пространства, насекомых, темноты, сказочных персонажей или чего-то другого.
  • В 5-7 лет основной причиной беспокойства становится страх смерти и всего, что может к ней привести: пожара, наводнения, нападения грабителей и так далее. Кроме этого, тревогу провоцирует эмоциональная обстановка в семье – ссоры или развод родителей, плохие отношения между родственниками, разные подходы в воспитании, недостаток внимания и любви со стороны родителей и их собственные страхи, и переживания.
  • В детском возрасте – до 6-7 лет, детская тревожность возникает практически всегда «в ответ» на какие-то действия или чувства со стороны родителей и других людей, окружающих ребенка. Его поведение и чувства отражают обстановку в семье, проблемы родителей или их эмоциональное состояние. Это важно учитывать при коррекции тревожности у детей дошкольного возраста, так как работа только с ним может не дать ожидаемых результатов, если не изменится среда, в которой он обитает.
  • У детей старше 7 лет тревожность вызывают отношения в детском коллективе, больше всего они бояться не оправдать чьи-то ожидания, оказаться не «таким как все», не вписываться в коллектив или быть изгнанным из него. При этом, новые поводы для тревоги не вытесняют старых – ребенок не перестает переживать из-за происходящего в его семье, но эти чувства как будто «уходят на глубину». Основу мироощущения ребенка уже не составляют только его близкие, его семья, большую значимость приобретают отношения с ровесниками, но присутствующая тревожность никуда не исчезает и становится основой развития новых страхов.

Мальчика что-то тревожит

Тревожность в подростковом возрасте обычно сохраняется у тех, кто страдал от нее в детстве и может возникнуть у абсолютно благополучных ранее детей. Ее основными причинами становится:

  • Неуверенность в себе или переживания из-за какого-то внешнего недостатка – несоответствие определенным нормам и правилам, принятым в группе общения подростка может стать причиной развития тревожности или невроза. Это может быть вызвано внешним дефектом, лишним весом, отсутствием каких-либо аксессуаров или любой другой причиной.
  • Перемены в жизни – психологи советуют не менять ничего кардинально в жизни подростков с 12 до 17 лет, так как в этом возрасте им сложнее всего адаптироваться к новой среде, завязать новые отношения и решиться изменить что-то. Любые перемены – переезд, переход в новую школу, изменение семейного статуса родителей может стать причиной развития сильной тревожности.
  • Стрессы и давление со стороны окружающих – в возрасте 13-17 лет подросткам крайне сложно критически относится к проявленным в их адрес эмоциям или высказываниям. Неприязнь со стороны учителей, ровесников или любых других значимых личностей может стать причиной серьезных проблем с психикой у подростка. Школьная тревожность – очень распространенное явление, которое может привести к возникновению комплексов, неврозов или даже попыткам суицида.
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Психические расстройства и расстройства поведения

Проявления у детей

Детская тревожность в разном возрасте проявляется по-разному. Родители, педагоги и другие люди, окружающие ребенка или подростка могут даже не догадываться о его проблемах и не пытаться помочь ему. Отличить патологическую тревожность, если она развивалась достаточно давно, очень сложно. Ребенок редко понимает и может озвучить свои чувства и переживания, а подростки не считают нужным делиться такой информацией с родителями.

Существует специальная диагностика тревожности у детей – это могут быть оценочные и рисуночные тесты, игровые методики выявления или просто открытый, доброжелательный разговор с ребенком. Оценить степень тяжести расстройства и предложить способы борьбы с тревожностью должен специалист, так как школьная тревожность и тревожность у подростков может быть опасной для их психики и жизни, а у детей младшего возраста диагностировать ее еще сложнее.

На что стоит обратить внимание при подозрении на детскую тревожность? Существуют общие признаки проблемы, которые присутствуют у всех страдающих от тревожности, независимо от возраста:

  • Нарушение сна – проблемы с засыпанием, ночные кошмары и плохой сон – с такими проблемами сталкиваются большинство детей с тревожностью.
  • Плохое самочувствие – постоянные жалобы на боль, слабость, частые простуды и ОРВИ – это тоже один из признаков тревожного ребенка.
  • Повышенное потоотделение – ладони и ступни ребенка могут быть постоянно влажными.
  • Снижение аппетита – тревожный ребенок редко хорошо ест, предпочитая «перекусы» или наоборот, «заедает» стресс различными «вкусняшками».
  • Нарушение внимания и сложности с выполнением работы, требующей сосредоточенности – таким детям тяжело долго концентрироваться на чем-то или выполнять работу, требующую повышенного внимания.
  • Нарушение поведения – в зависимости от возраста и характера ребенка это может быть плаксивость, агрессивность, капризность и так далее. Если поведение ребенка неожиданно меняется в худшую сторону и сохраняется таким на протяжении длительного времени – это повод внимательно отнестись к его психическому состоянию.
  • Появление или усиление страхов – тревожный ребенок может начать панически бояться темноты, одиночества, смерти, чужих людей или у него могут возникнуть множество мелких страхов: насекомых, высоты, воды и так далее.
  • Отказ от контактов со сверстниками – школьная тревожность и тревожность подростков часто вызывает у них желание полностью отказаться от общения. Маленькие дети нередко перестают реагировать на посторонних или наотрез отказываются расставаться с родителями, даже если до этого спокойно оставались без них.
  • Постоянное беспокойство – характерный признак тревожности. Ребенок постоянно беспокоится и переживает, он становится суетливым, не может спокойно усидеть на месте и так далее.
  • Появление стигм – при выраженной тревожности у ребенка появляются неврологические симптомы: заикание, сосание пальцев, обгрызание ногтей, накручивание волос на пальцы или любые другие, навязчивые действия. Они появляются в моменты нервного напряжения и избавиться от них самостоятельно ребенок не может.

Как проявляется чувство у дошкольников

У дошкольников тревожность проявляется нарушениями поведения: капризность, плаксивость, агрессивность, выраженными страхами и беспокойством. Дошкольники могут отказываться оставаться одни на ночь, «цепляться» за родителей, становиться гиперактивными и капризными. Своим поведением они стараются максимально завладеть вниманием родителей, не на секунду ни расставаться с ними, чтобы чувствовать в себя безопасности.

Возможен регресс навыков и умений: ребенок как будто «откатывается» назад, перестает разговаривать, выполнять самостоятельно какие-то действия, снова начинает проситься «на ручки» или сосать соску.

Как проявляется проблема у школьников

Школьная тревожность может проявляться проблемами в учебе, конфликтами с ровесниками и педагогами, частыми заболеваниями, отказом от общения с друзьями. Кроме этого, ухудшается состояние ребенка, он часто жалуется на слабость, усталость, головные боли, боли в животе.

Ребенок с тревожностью также боится большого количества вещей, он может испытывать страх темноты, одиночества, но основным становится страх быть непринятым в компанию, чем-то выделяться или «не дотягивать» до принятых в их среде «стандартов».

Как проявляется состояние у подростков

Переживания подростка

Выявление уровня тревожности у подростков может быть сложным, так как в возрасте 11-17 лет дети часто отдаляются от родителей и предпочитают скрывать свои чувства. Причины возникновения тревожности в этом возрасте могут быть разными: проблемы с внешним видом, семейные проблемы или конфликты с друзьями и одноклассниками. Общая тревожность в школе становится причиной возникновения серьезных проблем с психикой подростка.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Гипотимия: нарушения эмоциональной сферы

Тревожность в подростковом возрасте проявляется изменением поведения и эмоционального фона ребенка – подросток становится замкнутым, агрессивным, плаксивым или излишне самоуверенным, его поведение становится вызывающим, нарочитым.

Выделяют 3 вида подростковой тревожности:

  • Учебная тревожность – связанная с процессом обучения,
  • Самооценочная тревожность – связанная с представлением подростка о себе
  • Межличностная – связанная с проблемами общения.

В этом возрасте тревожность может скрываться под психологическими «масками»: агрессивности, зависимости, апатии, лживости, лени и так далее.

Как проявляется тревожность у студентов

Особенности проявления тревожности у студентов связаны с резким изменением их образа жизни, увеличением информационной нагрузки или отъездом из родительского дома. В психологии выделяют феномен тревожности студентов первого курса, у которых уровень тревожности обычно очень высок. Это связано с проблемами адаптации к ВУЗам, новым отношениям и требованиям к студентам.

Признаки тревожности у студентов могут быть разными: нарушение сна и аппетита, снижение веса, частые простудные заболевания, головные боли, снижение работоспособности, нарушение концентрации внимания и так далее. Из-за выраженной тревожности студенты могут начать курить, употреблять алкоголь – не эпизодически, а регулярно или у них нарушается социальное взаимодействие с окружающими.

Выделяют следующие особенности тревожности в юношеском возрасте: выраженная связь между возникновением психосоматических заболеваний и уровнем тревожности у студентов и их уровнем успеваемости.

Как проявляется тревожность у детей с особенностями развития

Дети с особенностями развития находятся в группе риска по развитию тревожности. Это связано не только с особенностями развития нервной системы такого ребенка, но и с окружающей его обстановкой, а также отношением родителей к нему. В раннем детском возрасте у таких детей причины развития тревожности не отличаются от обычных. Повышенная тревожность, в основном, возникает из-за проблем в семье, тревожности и негативных эмоций родителей или их завышенных ожиданий. В школьном возрасте тревожность у детей с зпр или другими нарушениями развития развивается в несколько раз чаще. Это может быть связано с негативным отношением сверстников, окружающих ребенка взрослых и его собственным ощущением своей непохожести, «несоответствия».

Проявления тревожности у детей с особенностями развития не отличаются о стандартных, но они могут «отставать» на несколько лет или даже больше.

Как справиться с тревожностью

Справиться с тревожностью у детей разного возраста достаточно сложно, поэтому специалисты рекомендуют обязательно обращаться за помощью к психологам или детским психотерапевтам.

По мнению психологов, в 90% детская тревожность возникает из-за поведения и эмоций родителей. Это может быть постоянная тревога за ребенка, которая «транслируется» излишне ответственной и тревожной мамой, завышенные ожидания и невозможность принять особенности развития малыша или семейные проблемы, которые также становятся причиной развития патологии.

В школьном возрасте и у подростков влияние родителей остается по-прежнему очень большим – их отношение закладывает «фундамент» отношения ребенка к себе и окружающим, поэтому здесь тоже от совместной терапии не обойтись.

Семейная психотерапия помогает выявить основным причины возникновения тревоги и учит родителей справляться со своими проблемами, не передавая их детям. В большинстве случаев этого бывает достаточно для нормализации состояния ребенка или подростка.

В более тяжелых случаях коррекция тревожности у подростков и студентов включает в себя прием седативных препаратов, антидепрессантов и личностную психотерапию.

При подозрении на развитие тревожности у ребенка родителям стоит пересмотреть свое поведение и отношение к нему:

  • Уменьшить нагрузку, отказаться от дополнительных занятий или завышенных требований.
  • Нормализовать режим дня и отдыха, с обязательными прогулками на свежем воздухе, сном не менее 8-10 часов в сутки и отдыхом не менее 2-3 часов.
  • Полностью отказаться от критики и негативных высказываний в адрес ребенка.
  • Ежедневно проводить с ним какое-то время, играя или занимаясь чем-то вместе.
  • Стараться повысить его самооценку.

В лечении детей младшего возраста и школьников могут помочь такие методы, как сказкотерапия, пескотерапия, рисование или музыка.

Интересные публикации: